О клубе Походы Персоналии ПВД ДСП Марш-Бросок Библиотека Форум

Кодарский альбом
на первую страницу
С покорения таких вот барханов началась горная часть маршрута

В центре Чарской котловины - самые настоящие барханы. "Пески" - так их здесь называют, отделены от столь близких, казалось бы, гор километрами болот.
    Но не Сухова с Саидом мы встретили здесь, а двух недавних наших знакомых - биологов из Свердловска. А в роли банды Абдуллы выступили повелители вездеходов, вместе со своими скво отдыхавшие в оазисе в центре этой "пустыни". Они, правда, не стали играть ни в разбойников, ни в казаков, а оказались милыми людьми и попытались наставили нас на тропу истинную. И даже довезли нас на своем корабле пустыни до этой тропы, что, впрочем не помешало нам...

Здесь Катя и Зина переходят Средний Сакукан вброд.
Уже не в первый раз. И, как ни странно, не в последний.

Заблудиться уже на следующий день. Ну, мы не совсем заблудились, но дорогу потеряли еще утром. И потом весь день искали ее. Оказалось, что вдоль Среднего Сакукана тянется очень много дорог, причем по обоим его берегам. Чтобы это выяснить пришлось, конечно же, побывать на этих самых берегах. Это-то и было ошибкой: дорога на правом (орографически) берегу приглянулась нам больше, и мы бодро зашагали по ней, пока не дошли до леса, где водятся саблезубые тигры. Ну то есть дорога пошла в этот лес, а мы решили, что нам все-таки хочется в горы, и пошли в другую сторону. А в другой стороне почему-то опять оказался Средний Сакукан. В общем, мы так навострились переходить его вброд, что даже найдя вожделенную дорогу, не стали отходить от Великой Реки далеко и то и дело спускались к ней на каждом привале. Через день очень приятного пути по дороге с облаками мы благополучно оказались на еще более привлекательной горной тропе, в которую незаметно превратилась наша дорога. Тропа вилась вдоль реки, перескакивая впадающие в нее ручьи и ручейки, вместе с ней это приходилось делать и нам. Сквозь деревья был виден бурный поток, местами разливавшийся довольно широко. А над ним, на другом берегу возвышались остроконечные вершины, отделенные друг от друга ущельями, чуть ли не в каждом из которых играли радугами водопады. Таким мы впервые увидели и Мраморное ущелье. А на самом деле...

Advanced Base Camp.
Нам такие и не снились.
К счастью.

Тих и безрадостен в сумрачный полдень лагерь сталинских времен.
    Мраморное ущелье. Об этом месте уже ходят предания. Говорят, что в сталинские времена здесь было месторождение, на котором работали заключенные. Бараки за все еще стоящими столбами с колючей проволокой и сторожевыми вышками мрачно подтверждают это. Дверь в стене давно заброшена... От самих бараков остались, правда, где только двери, где только стены. И никакого желания зайти внутрь, честно говоря, не возникает.
    Идущий сюда не минует могил живших здесь. Уходящий отсюда...
    Вот и мы по пути сюда еще внизу, в долине Сакукана не могли пройти мимо могил Азаровой и ... Каким-то образом это место стало чуть ли не одной из достопримечательностей Кодара. И многие туристы приходят посмотреть на могилы. Мы же сюда вовсе не стремились, но множество тропинок, сходящихся здесь, привели сюда и нас. Причем даже не один раз. Спустя пять минут после того, как мы покинули это место, тропа снова вернула нас сюда. Не знаю уж зачем.

На карте в Мраморное ущелье ведет дорога, которая отходит от дороги, идущей по левому берегу Сакукана, перепрыгивает через мост в полукилометре ниже впадения ручья Метельного в Сакукан и потихоньку взбирается к руднику.
    На местности тоже есть дорога, несколько, правда, заросшая молодыми деревьями и кое-где грибами. Так, что идти по ней - одно удовольствие. Есть и мост через Сакукан. Но теперь его можно разве только перепрыгнуть. Зато как раз над мостом и располагаются давешние могилы геолога и охранника. Не лучшее место для переправы, хотя наши знакомые - биологи говорили, что в трехстах метрах выше моста есть неплохой брод. Может быть и есть. А на карте есть еще один мост через Сакукан - у впадения в него р. Балтийского. Через этот мост дорога некогда переходила на правый берег - к станции ГМС. Это было, похоже, настолько давно, что остатки моста, неунесенные рекой, давно сгинули в печке.
    Все проходит, и только Сакукан по-прежнему катит с шумом и грохотом свои воды через каньон, тянущийся от Балтийского ручья до Метельного. С не меньшим успехом, я думаю, можно было бы снимать фильм по "Властелину Колец" на Кодаре. Хотя комфорта здесь и меньше, но во всем другом эти места ничуть не уступят ландшафтам Новой Зеландии. Ниже каньона, ниже ручья Метельного, у самого разрушенного моста русло реки превращается в подобие некой гигантской лестницы, ступени которой - ровные гранитные плиты, слегка наклоненные вниз по течению.
    А странные создания и здесь обитают во множестве (см. фото). Из чьих снов они пришли в этот мир? Кто знает.
    Вспоминаются почему-то строки из т. н. Книги Чуйств, о которой возможно я еще расскажу позже:
"Все из детей пошли на озеро Таежное, а руководители пошли на стоянку древнего человека..."

[в начало начал]  [в начало походов]